Статьи про ландшафтный дизайн и проектирование местности >> История ландшафтного дизайна
История ландшафтного дизайна
Делимся с друзьями и коллегами |
Мой канал в Яндекс Дзен Ремонт и стройка своими руками
Вся статья в слайдере
Исторические примеры формирования окружающего пространства изучают не только с научной точки зрения. Использования этих знаний помогает человеку приспосабливаться к окружающей обстановке и делать жизнь комфортней.
Даже в период пещерного существования наши далёкие предки осознавали что окружающая обстановка влияют на быт и настроение людей. Уже в то время, пусть самыми примитивными способами и с мистическим уклоном, они создавали вокруг себя удобный и безопасный микромир.
Каждая цивилизация имела свои представления о ландшафтном дизайне и удобстве жизни, поэтому мы имеем много памятников своеобразного оформления окружающего пространства.
На формирование стилей ландшафтного дизайна влияет: климат, рельеф, мировоззрение, отношения с окружающими народами.
Ландшафтный дизайн в древнем Египте
В началоОтметим особенности оформления и организации пространства вокруг домов принятых в древнем Египте.
1. Ярчайший пример оформления ландшафта - огромные каменные пирамиды, ставшие символом Египта. Характер этих строений говорит о том, что создавая ландшафтный дизайн специалисты того времени стремились к чётким геометрическим формам и замкнутости в себе. Последний вывод вытекает из факта, что стены пирамид красиво расписаны изнутри, а снаружи представляют просто каменную поверхность.
2. Перед домом высаживался сад, огороженный специальной стеной.
3. Сад делили на участки ровными аллеями. На участках выращивались декоративные или плодоносящие растения.
4. В саду строили деревянные беседки и бассейны с искусственным каменным дном - это спасало от знойного климата. Найдены фрески с изображением людей кушающих фрукты и отдыхающих в тени деревьев.
5. В бассейне выращивали лотос, который египтяне чрезвычайно любили.
Сходные черты имели жилища богатых египтян.
1. Дворцы и храмы строились в форме вытянутого четырёхугольника.
2. Центр здания - святилище с близко расположенными покоями.
3. Перед святилищем размещались дворы и галереи с колонами, обнесённые каменными стенами.
4. Дворы отделялись высокой постройкой - пилоном.
5. К воротам переднего пилона вела красивая дорога, мощёная камнем и обставленная с обеих сторон каменными сфинксами.
6. Часто периметр двора обсаживали деревьями, которые создавали тенистые рощи.
Ландшафтный дизайн в Вавилоне
В началоДревний Вавилон - даже по современным меркам яркий пример грандиозного ландшафтного дизайна. Выделяется новый дворец возведённый Набопаласаром и расширенным его сыном Навуходоносором.
На территории дворца было много башен, покрытых сплошной резьбой. Стена с орнаментом окружала ландшафтный ансамбль. Пространство между стенами и постройками занимал сад.
У Навуходоносорома была жена Семирамида родом из горной местности. Чтобы она не скучала правитель приказал создать многоуровневый ландшафтный сад, который напоминал ей о родине. Возможно это был один из первых, и пожалуй самый большой альпинарий - искусственно созданный участок в саду предназначенный для культивирования горных растений.
Сад занимал площадь около 13 км2 и поднимался на высоту 50 метров. Состоял из террас возвышающихся одна над другой. Поддерживающие террасы платформы сложили из кирпича и подпирались через каждые 3 метра каменными опорами 6 метров толщиной.
На кирпич сначала настилали каменные плиты, потом толстый слой тростника, природного асфальта (битума) и гипса. Всё это сверху, для предохранения от сырости, накрывали листами свинца. Поверх свинцовых листов насыпали слой земли, чтобы выращивать большие деревья.
Внутри постройки размещались насосы качающие воду из Евфрата до верхней террасы, с которой она стекала на нижние участки сада.
Особенность ландшафтного дизайна Вавилона - высадка клумб на фоне густых кустарников и низкорослых деревьев.
Ландшафтный дизайн в древней Греции
В началоВ Греции любили сады, на первых порах они выполняли непосредственную функцию по снабжению хозяев фруктами. Вот что об этом пишет Гомер в поэме "Одиссея".
Сад у ворот вне двора простирался огромный, в четыре
Гия пространством; со всех он сторон окружён был забором.
Множество в этом саду деревьев росло плодоносных -
Груш, гранатных деревьев, с плодами блестящими яблонь,
Сладкие фиги дающих смоковниц и маслин роскошных.
Будь то зима или лето, всегда там плоды на деревьях;
Нету им порчи и нету конца; постоянно там веет
Тёплый Зефир, зарождая одни, наливая другие.
Груша за грушей там зреет, за яблоком - яблоко, смоква
Следом за смоквой, за гроздьями вслед поспевают другие.
Дальше, за садом, насажен там был виноградник богатый.
Способы оформления окружающего пространства в древней Греции быстро эволюционировали от простоты до грандиозного изобилия. Во времена Перикла (примерно 450 лет до нашей эры) жильё греков было простым и малоприметным, без дополнительных украшений - только необходимое. Такой аскетизм стал уходить сразу после смерти Перикла.
Алкивиад (примерно 420 лет до нашей эры) первый кто приказал расписать стены и потолок своего жилья красочной росписью. Такой пример оказался заразителен и уже через короткий промежуток времени состоятельные жители Афин хвастались друг перед другом убранством жилища. Роскошь стала чрезмерна, дошло до того, что уже скоро Демосфен упрекал греков в излишней расточительности.
В Греции выращивали вьющиеся розы и виноград. Запускали лозу растений по колонам, беседкам, стенам - создавая яркие ансамбли из камня, цветов и листьев.
Успешные завоевательные походы Александра Македонского многократно усилили стремление богатых греков к роскоши.
Опишем только одно из проявлений роскошной жизни богатых греков. По приказу сиракузского царя Гиерона, под руководством Архимеда 300 рабочих в течение года строили корабль. В итоге получилось произведение искусств, по сравнению с которым, яхты даже богатейших людей современности не впечатляют. Вот только некоторые особенности этого корабля.
1. Насчитывалось около 30 кают.
2. Полы в каютах выложили мозаикой и агатом, потолки из кипарисового дерева, двери из слоновой кости.
3. Внутри судно было украшено статуями и другими скульптурными произведениями.
4. Корабль оборудовали банями, садами и даже тренажёрным залом для занятия гимнастикой (гимнасий).
5. На палубе возвышалось 8 башен.
6. Корабль состоял из 3 ярусов, которые вмещали не только помещения для людей, но и стойла для лошадей.
7. В носовой части был бассейн ёмкостью 225 вёдер, а рядом с ним садок для рыб.
8. В галереях по окружности корабля располагались кухни, мельницы и кладовые.
9. Вместо колон галереи поддерживались статуями атлантов.
10. Вдоль борта шла зубчатая стена, скрывающая мощные метательные аппараты.
11. Снаружи всё судно было обито железными остриями и крючьями для абордажа.
12. Якорей было 12, восемь - железных и четыре - деревянных.
Ландшафтный дизайн в древнем Риме
В началоРимляне оказались достойными продолжателями идей обустройства личного пространства взятых у греков. В крупных городах Римской империи строились арки с использованием клинообразных камней - это искусство италийцы довели до высочайшего мастерства. Подтверждение тому - древние ворота в Вольтерре и Перудже. В 1 веке до нашей эры архитектурное искусство италийцев достигло максимального развития, в это время строятся огромные амфитеатры и цирки, руководят этими постройками известнейшие люди Помпей, Скавр, Цезарь.
Планировку жилого дома и окружающего пространства римляне заимствовали у этрусков. Дом имел форму слегка вытянутого прямоугольника, одной из меньших сторон обращённого на улицу. Центр дома - прямоугольное помещение, покои хозяина, вокруг которого располагались комнаты меньшего размера и значения. В потолке центрального помещения имелось отверстие для освещения, во время дождя оно закрывалось деревянной заслонкой. В этом же помещении был резервуар для сбора дождевой воды. Комнаты окружающие центральное помещение делились на 2 категории - передние покои, расположенные непосредственно около центра дома, и задние покои, расположенные по внешнему периметру. В середине уличного фасада находилась входная дверь и вестибюль.
С течением времени дом зажиточного римлянина становился больше и красивее. Центральную часть начали делить на 2 комнаты оборудованной дверями и бассейном с фонтанами. Следом за этими комнатами размещался кабинет хозяина, в котором он принимал важных гостей. Убранство римских домов сосредотачивалось внутри, с наружной стороны они почти не украшались.
Римская империя развивалась и городская жизнь начала надоедать богатым людям, они устремились в живописные деревни окружающие Рим. Вот тут, на свободном пространстве, и проявилась в полной мере жажда людей к роскоши и богатству.
Загородные вилы занимали огромное пространство и состояли из комплекса строений и элементов ландшафтного дизайна: большие и маленькие здания для жизни и хозяйственных потребностей, парковые зоны, луга, виноградники, сады с искусственными гротами, скалами и водоёмами. В доме хозяина были башни со смотровыми площадками. В парках оборудовали специальные места для редких птиц и животных. Растения в садах были оригинально подстрижены.
Римляне различали несколько видов сада: сад - огород, просто сад и парк для прогулок. В латинском языке существует несколько слов для обозначения садов: arbustum - плодовые деревья обвитые лозой, pomaria - фруктовый сад, rosaria - место для выращивания роз, topiaria - декоративный сад, viridaria - просто место засаженное деревьями, platanones - платановая роща, murteta - миртовая роща.
Ландшафтный дизайн эпохи Возрождения
В началоСледующий заметный этап в истории человечества когда процветало искусство ландшафтного дизайна - эпоха Возрождения. Этот период получил импульс развития в Италии и распространился по многим государствам Европы.
Характерные особенности искусственного ландшафта: много скульптур; большие, раскидистые деревья; искусственные водоёмы. В 17 веке происходит разделение понятий "сад" и "парк". Сад - это место с деревьями для уединения. Парк - место проведения торжественных мероприятий с большим количеством людей: театральные представления, концерты, фейерверки.
Окунуться в мир садов Италии эпохи Возрождения можно с помощью описаний из произведения Джованни Боккаччо "Декамерон".
"На горке стоял дворец с красивым, просторным внутренним двором, с лоджиями, с анфиладой зал и комнат, являвших собой - каждая в своём роде - чудо искусства и украшенных радовавшими глаз дивными картинами, с лужайками и роскошными садами, разбитыми вокруг, с колодцами, откуда брали чистую воду. В помещениях всё убрано цветами, какими в это время года были обильны сады, полы устланы тростником."
Вот ещё описание итальянского ландшафтного дизайна датированное 1531 годом - это письмо учёного Беатуса Риануса другу.
Дом Раймунда Фуггера тоже великолепен, из него во все стороны открывается прекрасный вид на сады. Есть ли в Италии хотя бы одно растение, которого бы не было в этих садах? А какие в них беседки, цветники, деревья и фонтаны, украшенные бронзовыми статуями богов! Настолько мне не понравилось даже французские королевские сады в Блуа и Туре.
Дополнительные статьи с полезной информацией
Современные тенденции оформления пространства вокруг частного дома
Изначально правила оформления территория вокруг жилья диктовались религией и условия быта, со временем, в связи с переселением людей, эти тенденции смешивались, и в итоге сейчас мы имеем большое количество стилей ландшафтного дизайна. Читать далее...
Делимся с друзьями и коллегами |
Ландшафтный дизайн - основные термины
Ландшафтный дизайн развивается уже несколько тысячелетий и за свою историю накопил большое количество специальных терминов, без знания которых не получится ориентироваться в этом прикладном искусстве. Читать далее...